Высшее образование, высшая квалификационная категория
Реализует рабочую программу учителя-логопеда
Общая численность обучающихся по программе:
25 (в том числе иностранных граждан: 0)
Нормативный срок обучения 2 года
К 5 годам ребёнок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые дети к 5 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат ещё не окреп и не развился в достаточной степени. Искажённое произношение у дошкольников до 5 лет признаётся специалистами допустимым явлением. И только после этого возраста нарушение звукопроизношения считается патологией.
Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 5 лет. Очень часто произношение звуков является внешним проявлением более глубокого нарушения речи, медленного накопления словаря, неумение грамматически правильно оформить свои высказывания. В случаях, когда у ребёнка тяжёлое нарушение речи, следует обратиться за помощью к специалистам как можно раньше, так как коррекционная работа при некоторых логопедических заключениях чрезвычайно трудоёмка, многопланова и требует длительной работы специалистов.
Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте. В этот период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.
Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя речи, развёрнутой фразовой речи. Всё это необходимо для общего психического развития ребёнка, а также для последующего обучения в школе.
Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддаётся исправлению, родители сами могут помочь ребёнку. Для этого необходимо:
· пробуждать интерес ребёнка к звуковой стороне речи;
· приучать детей прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;
· предлагать ребёнку сравнивать на слух правильное и неправильное произнесение слов;
· поддерживать стремление ребёнка более чётко произносить слова и предложения;
· целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться в речь окружающих и сравнивать её с собственной речью.
Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-ый этап - подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики - это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания). Этот этап протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки.
2-ой этап - постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
3-ий этап - автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
4-ый этап - дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-ый этап - автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного и четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук уже поставлен - закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
Рекомендации по выполнению домашних заданий
Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.
Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:
· укороченная подъязычная связка – не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
· слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
· узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское небо – препятствует правильной артикуляции многих звуков;
· толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная, малоподвижная верхняя губа – затрудняет четкое произношение губных и губно–губных звуков;
· дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
· неправильное строение зубов, зубного ряда – при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
· физическая ослабленность, вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] – [п], [в] – [ф], [г]-[к] и т.д), мягких и твердых ([б]-[бь], [в]-[вь], [г]-[гь] и т.д.), свистящих и шипящих ([с] – [ш], [з] – [ж] и т.д.)
· недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
· снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.
Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.